skip to Main Content

2023. № 2. Рустем Комурджи

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/kio.2023.2.169-180 Скачать статью

Песенный фольклор крымских татар: аспект идентификации (часть 1)

Рустем Комурджи

Аннотация. Сегодня имеется небольшая группа крымских татар и несколько отдельных представителей других народностей, предлагающих обществу идею переименования народа на «кырым» с использованием вытекающих из него выражений «кырымлы», «кырым халкы». На подобный вызов последовала реакция академической части учёных, занимавшихся транслитерацией, переводом старинных документов, рукописей, по которым воссоздаётся эволюция коренного народа Крыма, его языка, культуры и государственности. Их контрконцепцией является сохранение лексемы «кырымтатар».

Статья посвящена вопросу отображения самоназвания крымских татар в его музыкально-песенном творчестве, как носителе исторической памяти народа. Для этого проведён анализ песен и описаны результаты. В исторической ретроспективе было определено, каким этнонимом идентифицировал себя крымскотатарский народ.

При изучении текстов внимание фокусировалось на таких словах, как «кырым», «кырымлы», «татар», а также на их семантическом значении в том или ином контексте. Песни, прошедшие через анализ, не отбирались по жанровой принадлежности. В работе были исторические, шуточные, лирические, танцевальные и прочие. Обязательным образом просматривались и варианты ранее изученных песен.

Ключевые слова: Крым, крымские татары, этноним, крымскотатарский фольклор, песня, татар, кырымлы

Для цитирования: Комурджи Р.З. Песенный фольклор крымских татар: аспект идентификации (часть 1) // Крымское историческое обозрение. 2023. Т. 10, № 2. С. 169–180. DOI: 10.22378/kio.2023.2.169-180

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Бекиров Н.В. К вопросу о названии и самоназвании крымских татар // Вестник Марийского Государственного университета. 2015. №3 (3). C. 5–19.
  2.  Бушаков В. Этноним «татар» во времени и пространстве // Qasevet. 1994. № 1 (23). С. 24–29.
  3.  Красев М. Песни крымских татар: революционные и общественно-бы­товые для голоса и фортепиано Ч. 1. М.: Государственное издательство Музыкальный сектор, 1926. 40 c.
  4.  Нормуродова Н. Роль заглавия в репрезентации концептуальной картины мира автора // “Ўзбекистонда хорижий тиллар” илмий-методик электрон журнал. 2019. № 6. C. 44–58. URL: https://journal.fledu.uz/ru/rol-zaglaviya-v-reprezentaczii-konczeptualnoj-kartiny-mira-avtora/ (дата обращения: 10.07.2023).
  5.  Рубцов Ф. Песня о народном бедствии // Статьи по музыкальному
    фольклору. Л.; М.: Советский композитор, 1973. С. 146–157. URL: https://www.booksite.ru/fulltext/rubcov/text.pdf (дата обращения: 10.07.2023).
  6.  Халилов Ш. Проблема самоназвания нашего народа прежде всего политическая [Электронный ресурс]. URL: http://medeniye.org/en/comment/reply/
    95#comment-form (дата обращения: 10.07.2023).
  7.  Bektöre Y. Kırım türküleri – yaşamdan müziğe yansımalar. Eskişehir: Ülkü Ofset, 2014. 224 s.
  8.  Evliyâ Çelebi Seyahatnamesi: Viyana, Eflak-Boğdan, Bükreş, Ukrayna, Kırım, Bаhçesаrаy, Çerkezistan, Dağıstan, Kalmukistan, Saray, Moskova. 7. Kitap – 2. Cilt / Hazırlayan: Seyit Ali Kahraman. Baskı: Promat Basım Yayım San. ve Tic. A.Ş. İstanbul, Ocak, 2011. 828 s.

Сведения об авторе: Комурджи Рустем Зевриевич – кандидат педагогических наук, член Национального всеукраинского музыкального союза, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств (Симферополь, Российская Федерация); krimaccohord11@gmail.com

×Close search
Поиск