skip to Main Content

2024. № 1. Шукри Сейтумеров

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/kio.2024.1.207-214 Скачать статью

«Знание об этом не приносит пользы, а незнание этого не вредит»*

Шукри Сейтумеров

Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ

Аннотация. По мере распространения ислама связи с немусульманскими общинами расширялись. Среди тех, которые приняли ислам, были также ученые, знающие Тору и Евангелие. Обращаясь в ислам, они делились с мусульманами библейскими описаниями событий, упомянутыми в Коране и сунне. Одной из библейских историй, упоминаемых в Коране и комментариях к нему, является знаменитый рассказ о «людях пещеры» – семи спящих отроках. Сказание изложено в суре под названием аль-Кахф (Пещера). Почитание спящих юношей, имевшее место во всем христианском мире со временем нашло свое отражение в исламской традиции. Этот сюжет приобрел широкую популярность в самых отдаленных частях мусульманской территории. Не обошел он стороной и мусульман Крыма, что выразилось, например, в практике обращения к преданию об обитателях пещеры в частной жизни

Ключевые слова: Ислам, «люди пещеры», Крым, Коран, Тора, Евангелие

Для цитирования: Сейтумеров Ш.С. «О malümatlar fayda ketirmey, olarnı bilmemezlikte zararsızdır» [«Знание об этом не приносит пользы, а незнание этого не вредит»] // Крымское историческое обозрение. 2024. Т. 11, № 1. С. 207–214. DOI: 10.22378/kio.2024.1.207-214

QULLANILĞAN EDEBİYAT

  1. Абдураманова С.Н. Сюжет «Ноев ковчег» в крымскотатарской вышивке // Государственное бюджетное учреждение Республики Крым «Бахчисарайский историко-культурный и археологический музей-заповедник»: официальный сайт. 2022. URL: https://handvorec.ru/novosti/syuzhet-noev-kovcheg-v-krymskotatarskoj-vyshivke/ (дата обращения 20.04.2022).
  2. Гольдциэр И. Культ святых в исламе. М.: ОГИЗ, 1938.180 с.
  3. Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация / пер. М. Махшулов. М.: «Андалус», 2004. 237 с.
  4. Катанов Н. Татарские сказания о семи спящих отроках // Записки восточного отделения Императорского русского археологического общества. Т. VIII, Вып. III–IV. СПб, 1894. С. 223–245.
  5. Кулиев Э. Коран. Перевод смыслов. Издательский дом «Умма», 2007. 687 с.
  6. Муртазин М.Ф., Кулиев Э.Р. Корановедение: учебное пособие. М.: Издательство Московского исламского университета, 2011. 370 с.
  7. Пайкова А.В. Тунисская версия легенды о семи спящих отроках эфесских // Письменные памятники и проблемы истории и культуры народов Востока. ХVII годичная научная сессия ЛО ИВ АН СССР (доклады и сообщения). Январь 1982 г. Ч. 1. М.: Изд-во «Наука», Главная редакция восточной литературы, 1983. С. 167–174.
  8. Пиотровский М.Б. Коранические сказания. М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1991. 219 с.
  9. Ebü Cafer Muhammed b. Cerir et-Taberi. Taberi tefsiri. Cilt 5 / Terc. Hasan Karakaya, Kerim Aytekin. İstanbul, 1996. S. 331–391.

Cведения об авторе: Сейтумеров Шукри Сейтмеметович – старший научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани АН РТ (420111, ул. Батурина, 7, Казань, Российская Федерация); arhivaga2015@gmail.com


* Редактура и перевод текста статьи на крымскотатарский язык Гульнары Зайидовой.

×Close search
Поиск