skip to Main Content

2020. № 1. Исмет Заатов

DOI: http://dx.doi.org/10.22378/kio.2020.1.100-135 Скачать статью

Крым Гирей I – родоначальник классического
театра в Крыму (к вопросу 257-летия опыта
крымских татар первых театральных
постановок европейского театра)

Исмет Заатов
(Институт истории им. Ш. Марджани АН РТ)

Аннотация. Процесс формирования крымскотатарского театра можно разделить на следующие периоды: – средневековый – народный (начальный хороводно-игрищный кукольный театр теней «Карагоз», театр одного актера «меддах», площадной театр «орта оюны»); ханский в середине XVIII в. (проникновение в Крым традиций европейского театра в эпоху крымского хана Крым Гирея I); возрождение традиций крымскотатарского театра конец XIX–XX вв. (деятельность группы театралов джадидистской крымскотатарской молодежи – последователей И. Гаспринского – под лидерством Дж. Меинова); период формирования и деятельности полупрофессиональных крымскотатарских трупп в Симферополе, Евпатории и Ялте 1914–1920 гг. усилиями крымскотатарских дворянок-мырзачек под лидерством А. Тайганской; организация профессиональной Симферопольской татарской театральной труппы при наркомате просвещения Крымской АССР в 1921 г. и создание возглавляемой А. Тайганской  организационной группы Крымского государственного татарского драматического театра и его деятельность, а также крымскотатарское любительское движение в Крыму и среди крымскотатарской зарубежной диаспоры 1923–1944 гг. (советский додепортационный период); воссоздание и деятельность по настоящее время крымскотатарского театра в Крыму – 1989 г. (последепортационный период).
В данной статье впервые в искусствоведческой практике речь пойдет о так называемом ханском периоде формирования крымскотатарского театра, о революционной в сфере крымскотатарского искусства, подвижнической деятельности крымского хана Крым Гирея I по продвижению идей европейских театральных традиций и  созданию классического театра в Крыму. 
Картина предпринимавшихся крымским правителем в строительстве театрального дела в Крыму действий, а также его размышлений и высказываний о театре, воссоздана по текстам, опубликованных в XVIII в. воспоминаний о личных встречах и общении с Крым Гиреем I европейских авторов – немца фон дер Гольца, польки Пильштыновой, россиянина Никифорова, француза де Тотта, австрийца Клеемана. На основании этих воспоминаний выстраивается четкая и явная картина роли первопроходца Крым Гирея I в деле привнесения в культуру Крыма, тюркского и мусульманского мира европейских театральных традиций и создания классического театра.

Ключевые слова: Крым Гирей I, немецкий, российский, польский, австрийский, французский, крымскотатарский театр, Мольер, татарская комедия.

Для цитирования: Заатов И. А. Крым Гирей I – родоначальник классического театра в Крыму (к вопросу 257-летия опыта крымских татар первых театральных постановок европейского театра) // Крымское историческое обозрение. 2020. № 1. С. 100–135. DOI: 10.22378/kio.2020.1.100-135

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Клееман Н. Э. Клееманово путешествие из Вены в Белград, Новую Килию, також в Земли Буджатских и Нагайских Татар и во весь Крым с возвратом чрез Константинополь, Смирну и Триест в Австрию в 1768, 1769 и 1770 годах, с приобщением описания достопамятностей крымских / Н. Э. Клееман; пер. с нем. на фр., а с онаго на рос. яз. Гос. Военной Коллегии Секретарем И. Одинцовым. СПб, 1783. 250 c.
  2. Копия из рапорта А. Никифорова от 16.11.1763 г. // Архив Внешней политики Российской империи. Ф. 89: Сношения России с Турцией. Оп. 8, единица хранения 1144, фолиант 25а–26b.
  3. Крым-Гирей, союзник Фридриха Великаго. Пролог столкновений между Россией и Турцией. Теодора Мундта // Известия Таврической Ученой Архивной Комиссии. 1909, № 43. С. 1–88.
  4. Пейсонель Ш. де. Записка о Малой Татарии; Пер. с фр. В. Лотошниковой. Днепропетровск: Герда, 2009. 110 с.
  5. Смирнов В. Д. Крымское ханство под верховенством Оттоманской Порты в XVIII в. до присоединения его к России. Том второй. М.: Издательский дом Рубежи XXI, 2005. 314 с.
  6. Татарчевский А. Путешествие и деятельность барона Тотта в качестве консула в Крыму в 1767 году // Киевские университетские известия. 1873, № 10. С. 2–24. 
  7. Adile Eminova. Kırım Giray’ın hanlık dönemi (1758–1764; 1768–1769) Danışman: Dr. Öğr. Üyesi Zekeriya Türkmen İstanbul 29 Mayıs Üniversitesi Edebiyat Fakültesi Lisans Bitirme Tezi. 2018. 39 s.
  8. François Baron de Tott, Türkler ve Tatarlara Dair Hatıralar, / tercüme M. Reşat Uzmen, ed. M. Fatih Topaloğlu, yay. yönetmeni Cengizhan Orakçı Ankara: Kesit Tanıtım Ltd. Şti., 2004. 324 s.
  9. Halim Giray, Gülbün-ü Hanan (Kırım Hanları Tarihi). Editör Dç. Dr. Bekir Günay Yayına Hazırlayanlar: Alper Başer, Alper Günaydın. İstanbul. 2013. 121 s.
  10. Hammer-Purgştall, Jozeph von. Kırım Hanlığı Tarihi. Çevirmen: Seyfi Say. İnsan yayınları. İstanbul. 2013. 197 s.
  11. Kırım Hanlarına Name-i Hümayun (2 Numaralı Name Defteri), İstanbul: T. C. Başbakanlık Devlet Arşivleri Genel Müdürlüğü, 2013. 288 s.
  12. Osmanlı Belgelerinde Kırım Hanlığı, İstanbul: T. C. Başbakanlık Devlet Arşivleri Genel Müdürlüğü, 2013. 359 s.
  13. Özdem Zeynep. Karşida bir yer: Kırım Karasubazar’da sosyo-ekonomik hayat (17. Yüzyılın sonlarından 18. Yüzyılın ortalarına kadar) / Zeynep Özdem. – Ankara: Türk Tarih Kurumu. 2010. 197 s.
  14. Tott F. Memoires sur les Turcs et les Tartares. Paris, 1785. 324 s.
  15. Uzunçarşılı İsmail Hakkı, Osmanlı Tarihi IV Cılt, I Bölüm (Karlofça Antlaşmasından XVIII Yüzyılın Sonıarına Kadar). Türk tarih Kurumu. Ankara. 2011. 687 s.
  16. Kesbi, Mustafa. İbretnüma-yı Devlet (Tahlil ve tenkitli metin), haz. Ahmet Öğreten, Ankara: Türk Tarih Kurumu, 2002. 654 s.
  17. Resmi Efendi, Ahmet. Hulasatü’l-İ’tibar: (1768–1774 Osmanlı-Rus Harbi Tarihçesi), haz. Osman Köksal, Ankara: Gazi Kitabevi, 2011. 183 s.

Сведения об авторе: Заатов Исмет Аблятифович – кандидат искусствоведения, ведущий научный сотрудник Крымского научного центра Института истории им. Ш. Марджани Академии наук Республики Татарстан (420111, Батурина, 7А, г. Казань, Российская Федерация); zaatov@gmail.com

×Close search
Поиск